Легенды полинезийской татуировки
В древних полинезийских мифах люди превращали красоту и опасности природы в удивительные истории.
Эти мифы были очень сложными и красивыми, особенно у народа маори. С течением времени мифы менялись: их пересказывали, добавляли что-то новое, передавали с острова на остров. В итоге они превратились в увлекательные истории и сказки для развлечения. В этих историях реальные вожди прошлого становились богами, а божественные чудеса превращались в подвиги обычных людей. Например, герой Мауи мог поймать солнце и поднять остров из моря удочкой.
Древние полинезийцы верили
что природные явления — день, ночь, смена луны, движение солнца — это действия богов.
Они считали богов старше, чем их собственный народ. В мифах объяснялись разные загадки природы. Например, на Таити рассказывали, как появилась роса и откуда взялась традиция татуировок. Говорилось, что это произошло ещё до появления людей, при участии богов из семьи Хина, которые могли создавать красивые узоры и мерцающие циновки.
В древних мифах разных островов есть похожие истории о богах и людях. На Самоа и Новой Зеландии сохранились разные версии этих легенд.
Легенда о сыновьях Матаматаару и Тиитипо
Богиня Хина, дочь верховного бога Таароа, родила ему дочь Апувару, которая позже тоже стала женой отца. От этого союза родились три ребёнка: сыновья Матаматаару и Тиитипо, и дочь Хинаэреэмонои. Чтобы сохранить чистоту дочери, мать заперла Хинаэреэмонои в особом загоне. Но братья, задумав соблазнить сестру, придумали искусство татуировки. Они украсили друг друга узором Таомаро и предстали перед сестрой во всей красе. Восхищённая рисунком, девушка обманула мать, выбралась из загона и тоже захотела сделать себе татуировку. Так она пала жертвой намерений братьев. Именно так, согласно преданиям, появилось искусство татуировки – сначала среди богов, а потом уже у людей. Два сына Таароа и Апувару стали богами татуировки. Их изображения помещали в храмах, где работали мастера-татуировщики. Перед каждой процедурой мастера молились этим богам, прося о безопасном проведении операции, быстром заживлении ран и красоте рисунка. В древних верованиях татуировка была тесно связана с поклонением предкам. Боги, как считалось, сами носили небесные украшения – татуировки, которые символизировали утренний и вечерний ветер, рассвет и сумерки. Их узоры были не просто орнаментами, а поэтическим отражением природных явлений.
Икиоани
На Маркизских островах богиня татуировки Кикиоани (в разных диалектах её имя звучит как Икиоани) носила имя, означающее “красный цвет неба”. Её почитали как покровительницу этого искусства, и в её честь проводили особые ритуалы перед нанесением татуировок. В древних сказаниях есть история о божественных брате и сестре, которым приписывают изобретение искусства татуировки. Интересно, что на самом деле секрет этого искусства знала сестра Икиоани, а брат украл его у неё! Раньше делать татуировку было совсем не больно. Но после того случая, когда брат впервые попробовал сделать татуировку другому человеку, всё изменилось. Бедный клиент не выдержал процедуры, и испуганный брат побежал к сестре за помощью:
- Человек умирает! – закричал он.
- Он уже умер? – спросила Икиоани.
- Нет. – ответил брат.
— Это ты украл мой инструмент для татуировки? – спросила сестра
- Да! – ответил брат.
- Я бы дала его тебе, зачем ты украл?
Икиоани взяла лист нони, разжевала его, намазала раны и дунула на места, где была сделана татуировка. С тех пор мастера татуировки (тухуна) делают так же, как научила их богиня. В знак благодарности богине в специальный дом для татуировок (патик) всегда приносили печень свиньи в корзине со словами: “Это тебе, Икиоани!” Во время процедуры нужно было строго соблюдать особые правила. Но молодые люди нашли способ обмануть богиню! Тем, кому запрещалось встречаться с девушками, приходилось долго ждать окончания процедуры. Они приносили в дар Икиоани саженцы бананов, привязывая их к её корзине. Однако богиня предупредила брата: “Если ты положишь бананы в мою корзину, я больше не приду!” Когда мальчики сообщили мастеру, что Икиоани ушла и он не может продолжать работу, он обрадовался и сказал: “Можете забирать своих женщин уже через три дня!” Сам он тоже так поступал. Вот почему в народе говорят, что татуировка всегда связана с болью, и именно благодаря богине люди научились лечить раны после этой процедуры.
Легенда о божественном мастере татуировки Уэтонга
Мы должны поблагодарить Джона Уайта за следующую транскрипцию легенды в оригинальном тексте и переводе:  Однажды небо (Ранги) и земля (Папа) породили Ру-ваи-моко, бога землетрясений, чьё имя означало “вода, дрожащая вместе с ящерицей”. Его сын стал Уэ-тонгой (“дрожащий юг”), а тот, в свою очередь, произвёл на свет Нивареку (“великий восторг”). Матаора (“здоровое лицо”) взял Нивареку в жены, но после того как он избил её, она убежала в подземный мир. Матаора последовал за ней. По пути он встретил Ку-ватавату (“свет, видимый сквозь щели”), который показал ему дорогу вниз. Затем он встретил птицу Ти-вакавака, которая указала ему путь к плачущей Нивареке. В подземном мире Матаора попал к божественному мастеру татуировки Уэтонге. Тот увидел татуировку на лице Матаоры и стёр её, сказав, что люди наверху неправильно делают эту работу. Затем Уэтонга начал наносить новую татуировку “моко”. От боли Матаора запел песню о Нивареке, которая в это время сидела в своём доме Ароаро-теа (“белое лицо”) и плела циновки. Услышав песню, она узнала голос мужа и поспешила к нему. После того как раны Матаоры зажили, пара решила вернуться в верхний мир. Прощаясь, Ку-ватавата попросил Матаору закрыть двери между мирами, чтобы люди больше не могли ходить этой дорогой. С тех пор Матаора остался в мире людей со своей женой и научил людей искусству татуировки. Интересно, что имена героев легенды имеют особое значение: “Уэ-тонга” означает “морозный душ” (уэ - дрожь, тонга - южный ветер), “Нива-река” - “великий восторг”, а “Мата-ора” - “лицо, полное жизни и силы”. Эта история напоминает древнегреческий миф об Орфее и Эвридике, но с важным отличием: Ниварека не умерла и живёт в подземном мире как дома. Она похожа на богиню хина из Центральной Полинезии, но вместо того чтобы ткать облака, она плетёт циновки в своём доме Ароаро-теа, что, вероятно, символизирует светлую сторону ночного пространства.
Легенда и происхождении Самоанской татуировки
В самоанской традиции существует забавная легенда о появлении искусства татуировки. Согласно этому преданию, две богини татау, Та’ема и Тилафаинга, привезли это искусство с меланезийского острова Фиджи. Богиням было поручено распространить татуировку среди женщин, и во время путешествия они должны были петь: “Татау для женщин, но не для мужчин”. Однако в ходе долгого путешествия они перепутали свою миссию, и когда прибыли на Самоа, то пели уже совсем другие слова: “Татау - для мужчины, а не для женщины”. Эта история, широко известная в Центральной Полинезии, носит поучительный характер и призвана развеять заблуждение о том, что на Фиджи татуировку носят преимущественно женщины, а мужчины почти не татуируются. Интересно, что в разных вариантах легенды богини путешествуют по-разному: то как русалки, то как обычные торговцы. Но суть истории остается неизменной – искусство татуировки пришло на Самоа с Фиджи, а путаница в миссии богинь привела к тому, что татуировка стала популярной среди мужчин, а не женщин.