Легенда о божественном мастере татуировки Уэтонга Мы должны поблагодарить Джона Уайта за следующую транскрипцию легенды в оригинальном тексте и переводе: Однажды небо (Ранги) и земля (Папа) породили Ру-ваи-моко, бога землетрясений, чьё имя означало “вода, дрожащая вместе с ящерицей”. Его сын стал Уэ-тонгой (“дрожащий юг”), а тот, в свою очередь, произвёл на свет Нивареку (“великий восторг”). Матаора (“здоровое лицо”) взял Нивареку в жены, но после того как он избил её, она убежала в подземный мир. Матаора последовал за ней. По пути он встретил Ку-ватавату (“свет, видимый сквозь щели”), который показал ему дорогу вниз. Затем он встретил птицу Ти-вакавака, которая указала ему путь к плачущей Нивареке. В подземном мире Матаора попал к божественному мастеру татуировки Уэтонге. Тот увидел татуировку на лице Матаоры и стёр её, сказав, что люди наверху неправильно делают эту работу. Затем Уэтонга начал наносить новую татуировку “моко”. От боли Матаора запел песню о Нивареке, которая в это время сидела в своём доме Ароаро-теа (“белое лицо”) и плела циновки. Услышав песню, она узнала голос мужа и поспешила к нему. После того как раны Матаоры зажили, пара решила вернуться в верхний мир. Прощаясь, Ку-ватавата попросил Матаору закрыть двери между мирами, чтобы люди больше не могли ходить этой дорогой. С тех пор Матаора остался в мире людей со своей женой и научил людей искусству татуировки. Интересно, что имена героев легенды имеют особое значение: “Уэ-тонга” означает “морозный душ” (уэ - дрожь, тонга - южный ветер), “Нива-река” - “великий восторг”, а “Мата-ора” - “лицо, полное жизни и силы”. Эта история напоминает древнегреческий миф об Орфее и Эвридике, но с важным отличием: Ниварека не умерла и живёт в подземном мире как дома. Она похожа на богиню хина из Центральной Полинезии, но вместо того чтобы ткать облака, она плетёт циновки в своём доме Ароаро-теа, что, вероятно, символизирует светлую сторону ночного пространства. |